Прощеное воскресенье: «Бог простит, а я прощаю»

Завтра. Завтра наступает особенное время. Время покаяния, время, призванное приблизить нас к Господу. Великий пост есть время покаяния перед Богом. Мы отказываемся от скоромной пищи, от увеселений, но только этого ли ждёт от нас Бог? В Евангелии сказано: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» — так передает слова Христа евангелист Матфей. Примирение с Богом открывается только после примирения с ближним. Почему? Ведь мы стремимся поститься правильно — тщательно изучаем состав продуктов в супермаркете, и кладем обратно на полку батон, в составе которого есть «следы молочного жира»; осуждаем непостящихся, и ропщем на мужа, которому приходится в пост жарить курицу и котлеты; на работе с гордым видом говорим коллегам, собирающимся на корпоратив по поводу приходящихся на Великий пост 23 февраля и 8 марта — «Я не могу, я пощусь».  И правы ли мы? Почему же главным является любовь к ближнему, стремление жить в мире? Ответ на этот вопрос тоже содержится в Новом Завете, у апостола любви Иоанна:
«Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает… Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?». Наши отношения с ближним есть самый верный показатель наших отношений с Богом и одновременно — школа этих отношений. И великим, мудрым Прощеным воскресеньем, завершающим масленицу, открывается Великий пост. Этот день, когда просто необходимо примириться с ближним, заставляет даже неверующих задуматься о том, что значит прощать и принимать прощение и зачем это вообще бывает нужно. Мы просим прощения — потому, что все мы виноваты перед всеми, с кем доводилось сталкиваться. Хотя бы потому, что не смогли, да никогда и не сможем осуществить в полной мере Евангельских заповедей любви по отношению друг ко другу. Да, мы все виноваты, но у всех есть возможность простить и получить прощение. В Прощеное воскресенье последний раз употребляется скоромная пища, в храмах совершается чин прощения. За богослужением читается евангельское поучение о бессмысленности начинать дело личного духовного совершенствования, входить в Великий пост, не примирившись с ближними. Настоятель выходит из алтаря к прихожанам и просит прощения за все вольные и невольные обиды и огорчения. Клир поёт пронзительный плач Адама об утерянном рае, и все присутствующие в храме с земными поклонами просят прощения у священника и друг у друга — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточившись на духовной жизни, и с чистым сердцем встретить Величайший день Пасхи — Воскресения Христова. В этот день, испросив прощения и благословения на Великий пост у настоятеля, все мы повторяем одни и те же слова:
— Прости меня, пожалуйста!
— Бог простит, а ты меня прости! Прости. Так трудно порой бывает сказать это слово. Прости. Бог простит, а я прощаю! И на сердце становится легко и торжественно, и с особой остротой начинаешь ощущать, что что-то изменилось вокруг, и — в тебе самом. Все стало другим — наступает Великий пост. Время, особое для каждого православного христианина. Время покаяния. Время, ведущее обратный отсчет к величайшему празднику — Воскресения Христова.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.